Автоматизация компонентов программы лояльности «Связной-Клуб»
«Связной» — одна из крупнейших российских розничных сетей, специализировавшаяся на продаже электроники, мобильных устройств, аксессуаров, а также предоставлении услуг связи. Основана в 1995 году, до 2002 года носила название MAXUS.
Результат
«Связной-Клуб» — программа лояльности сети «Связной». Партнёры программы: федеральные и региональные розничные сети; банки и страховые компании; интернет-магазины, включая крупнейшие в Рунете. В 2020 году переименована в «Связной Плюс».
Для участия требовалось пройти регистрацию и получить карту клуба. Также предусмотрен вариант получения электронной карты, используя которую, баллы списываются исключительно у онлайн-партнёров. RapidSoft пригласили для автоматизации большей части ИТ-экосистемы, включая веб-сайт, партнёрский портал, аналитическую систему, систему коммуникаций с клиентами и другие компоненты.
Задачи
На момент разработки концепции в компании «Связной» действовала дисконтная программа лояльности. Карта клиента выдавалась при любой покупке, за исключением платежей за мобильную связь. Анкета клиента заполнялась в бумажном виде в точке продажи.
Для большинства клиентов действовала плоская скидка 3% на весь ассортимент товаров (исключая платежи). Маржинальность компании по основному сегменту товаров, смартфонам, была около 8%, а на некоторые промо-модели опускалась ниже 3%.
Таким образом:
- Поскольку бумажные анкеты заполнялись неаккуратно, база клиентов фактически не велась.
- Измерить такие показатели как отток клиентов не представлялось возможным.
- Исследования показывали, что наличие карты не влияет на вероятность повторной покупки и размер чека.
- Отсутствие таргетинга приводило к чистому убытку по ряду моделей товаров.
- Общие затраты на программу составляли 3% оборота по продаже товаров, что дорого для того рынка, на котором находился «Связной».
Цели проекта
Для решения проблем дисконтной программы было решено заменить механизм на бонусный с заменой карт.
Бонусная программа должна была:
- Сохранить привлекательность покупки в «Связном» по сравнению с основным конкурентом – «Евросетью»
- Увеличить размер чека при повторной покупке
- Повысить кросс-продажи в высокомаржинальных сегментах — аксессуары и др.
- Снизить затраты на программу за счёт экономии на невостребованных бонусах
- Создать базу клиентов и накапливать аналитику для более эффективного продвижения
- Создать новый канал коммуникации с участниками – сайт, личный кабинет, e-mail рассылку дайджеста
В дальнейшем предполагалось привлечь партнёров и создать коалицию, в которой участники могли бы накапливать и списывать бонусы у партнёров, таким образом:
- Увеличить частоту контакта клиентов с брендом (до этого частота покупок с использованием карты была реже чем раз в год)
- Дать возможность создания сложных механик совместно с производителями техники и розничными партнёрами.
- Ещё больше снизить затраты за счёт получаемой от партнёров комиссии за списание бонусов
- Привлекать новых клиентов при выдаче карт у партнёров
Выполненные работы
За время сотрудничества с компанией «Связной-Клуб» были реализованы следующие проекты:
- Проектирование, создание и поддержка ИТ-архитектуры системы лояльности
- Разработка и развитие клиентского сайта «Связной-Клуб»
- Разработка партнёрского сайта
- Автоматизация маркетинговых коммуникаций и обработки обратной связи с клиентами
- Внедрение аналитического хранилища данных о клиентах
Развитие проекта
2007 - Пилотный запуск программы в Нижнем Новгороде
При совершении покупок в сети магазинов Связной на карту участника программы начислялись баллы. Когда клиент покупал технику за каждые потраченные 100 рублей ему начислялось 100 баллов. В случае оплаты услуг связи или коммунальных платежей, за каждые 100 рублей на счёт зачислялось 50 баллов.
2008 - Федеральный запуск и замена карт
За первый год работы программа показала рост – 1 миллион участников.
2009 - Запуск коалиционной программы
2010 - Запуск банковской карты «Связной банк» и интеграция банка в программу лояльности
На 2018 год программа объединяла более 20 миллионов человек в 700+ городах России. Средний чек участника «Связного-Клуба» на 10% больше, чем у обычного покупателя, а частота покупок – на 15%.
Используемые решения
Год реализации проекта
2007-2017